четверг, 23 июля 2015 г.

"Зулейха открывает глаза". Литературные пристрастия

Роман "Зулейха открывает глаза" вошел в шорт-лист премии "Большая книга -2015 года".
Автор-дебютант Гузель Яхина. 

Роман порадует и неискушенных читателей и тех, кто привередлив в чтении.

Одним приглянется  динамичный сюжет, яркие характеры, драматизм судеб; другим - интересно будет узнавание  литературных традиций, параллелей. В любом случае - это приобретение своеобразного читательского опыта.

Читая роман Гузель Яхиной, я ловила себя на мысли, что сюжетные линии вполне легко прочитываются. Также легко угадываются характеры героев, есть в них некая шаблонность, пришедшая из фольклора, да русской литературной традиции. Но я не ставлю в укор автору следование традициям.
Еще Хорхе Луис Борхес считал, что «историй всего четыре... И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их - в том или ином виде»
Мне было интересно находить параллели:вот злая старуха-свекровь Упыриха, сживающая буквально со свету невестку, известный фольклорный образ;
вот питерские интеллигенты, так напоминающие чеховских, идейные партийцы шолоховские, врач булгаковский.
Чего стоит роковое яйцо безумия, обволакивающее профессора Лейбе, известного хирурга, которого всегда больше интересовала тайна человеческого рождения.
Художник с известным именем, на его счету 24 бюста Сталина, из хлеба лепит скульптурки. Параллель с рассказом В. Шаламова "Шахматы доктора Кузьменко".

Один день Зулейхи, прописанный детально, напоминает солженицынский "Один день Ивана Денисовича", да и потом жизнь в поселке, благородный труд, безропотный, тяжелый, чтобы только выжить.

Агитационный плакат Иконникова - перевернутая иконопись не иначе,  отдаленно напомнил мне финальную сцену российского фильма "Граффити" режиссера Игоря Апасяна, снятого по мотивам повести Игоря Божко «Лица на облаках»

30 поселенцев, выживших на необитаемом берегу Ангары и в семь рук обустроивших поселок Семрук - 30 птиц, искавших Семиург, пройдя через все страдания, достигнув очищения и осознавших, что они и есть божественная птица, каждая из них и все они вместе.
Роман Г. Яхиной окрестили уже в критике женским вариантом прилепинской "Обители"

Какова бы не была "наградная" история романа дальше, одно несомненно, личная история Зулейхи не может не тронуть. Спасибо автору.

четверг, 16 июля 2015 г.

Создаем Интернет-портфолио для аттестации

Если вам предстоит аттестация, а электронной формы портфолио у вас еще нет, то этот пост для вас. 
Существуют различные специализированные сервисы по созданию Интернет-портфолио. Приведу для примера некоторые из них
бесплатные



4) Социальная сеть работников образования, где можно быстро создать свой мини-сайт

Еще один, правда уже платный ресурс (200 руб) Конструктор профессионального портфолио педагога


Интернет-портфолио можно создать с использованием широко распространенных облачных программных сред
narod.ru
ucoz.ru
сервиса Blogger (Google)

В общем, выбирай на любой вкус, было бы желание. 
Можно было бы и мой блог "оборудовать" под портфолио. Добавить странички, наполнить содержанием, которое требуется для аттестации. Но изначально задумка того, чем будет наполнен учительский блог у меня была иная, переделывать не хочется. А так как мы легких путей не ищем, я решила сделать свое портфолио в другой среде.

Вариант моего «Портфолио для аттестации» выполнен в программе
«Универсальное электронное портфолио педагога. Программа для установки через интернет» издательство «Учитель», сразу оговорюсь, ресурс платный, на сегодняшний момент - 315 руб.
Из всех электронных портфолио,  форма представления информации в виде  дерева папок мне пришлась по душе. Как установить программу, как ею пользоваться, все это есть на сайте.

На скриншотах можно посмотреть рубрики моего будущего портфолио.

Преимуществами данной программы, по утверждению разработчиков, являются следующие возможности:
1) В программе заложены шаблоны, которые сократят время на составление структуры и содержания нужного портфолио. 

Это, действительно, так. Причем вариантов портфолио много ( см. скриншот)

2) Портфолио можно наполнять любыми документами, его можно сохранить и распечатать.

Рубрики я могу корректировать, добавлять или убирать. Наполнять своим контентом, файлы извне легко прикрепляются. Очень много шаблонов оформления документов, что безусловно радует, когда есть структура, есть примеры, тебе легче все подстроить под себя.

3) Созданное портфолио можно быстро разместить на учебно-методическом портале www.uchmet.ru прямо из программы в один клик и заказать бесплатный сертификат о размещении портфолио на сайте. 

На самом деле, все не так просто, по крайней мере, первый вариант моего портфолио не удалось разместить на сайте. Но опубликованные портфолио на сайте есть, значит, такая функция вполне реальна. А вот сохранить на своем компьютере портфолио мне удалось, более того, я легко смогла его открыть и на другом компьютере, а значит, можно не зависеть от Интернета (в нашей школе не всегда связь на достойном уровне).

В чем минусы?  Программу можно установить на одном ПК. Если "полетит" система, то увы, отредактировать портфолио будет невозможно. Только устанавливать заново и наполнять контентом снова. Поэтому как можно чаще нужно сохранять созданный вариант, чтобы труд не пропал зря. 

Если у вас возникло желание оформить портфолио, используя программу издательства "Учитель", и у вас есть вопросы, обращайтесь. Рада буду помочь.

суббота, 11 июля 2015 г.

"Звезды и немного нервно". Литературные пристрастия

Какая милая виньетка
Но присмотрись построже — нет-ка
Ли
В ней подвоха? 

Дмитрий Александрович Пригов

Сборник виньеток известного филолога Александра Жолковского «Звезды и немного нервно» не мог не тронуть меня своим поэтичным названием, ассоциативно выпрыгнула скрипка, которую обнимал за деревянную шею такой же нескладный, не в голос, не в такт остальным - герой Маяковского, по-детски беззащитный, как и она сама.

Да и сам жанр виньеток – изящный завиток мемуарной прозы, "кокетливый", как говорит автор, привлекает не меньше, чем название. Полторы сотни невыдуманных мини-новелл о встречах с замечательными людьми, деятелями искусства рисуют портрет эпохи, где среди "звезд" на небосклоне сияет и авторское я.

Читая виньетки получаешь удовольствие. Да и вполне достаточно "ста фраз", чтобы ощутить "слово авторское"
"Сто пропповских сказок, сто синонимичных предложений, сто новелл Боккаччо были начертаны на наших структуралистских знаменах".
Получился очень яркий и живой текст, в чем-то нахальный.
"Я сам люблю блеснуть, и мне льстит знакомство с блестящими современниками. Корнями этот сорт тщеславия уходит в романтический культ гения, хотя давно уже осознано, что самое интересное в выдающемся человеке это его профессиональные достижения, а не малодушно погруженное в заботы суетного света человеческое «я». Часто слишком человеческое. Как говорила мне одна приятельница, которая, будучи женой известного художника, непрерывно общалась со знаменитостями, их лучше читать и видеть на сцене, чем принимать у себя дома.
Мое тщеславие носит строго гамбургский характер. Надо, чтобы знаменитость меня действительно восхищала; автографы Евтушенко, Ильи Глазунова и Аллы Борисовны мне ни к чему. Как, впрочем, и автографы -- уже в другом значении -- Мандельштама, Пушкина или Моцарта, потому что речь не идет о безличном коллекционерстве. Волнует акт индивидуализированного внимания почитаемой знаменитости к тому факту, что вот живет в таком-то городе Бобчинский Петр Иванович…
Однажды на даче у знакомых, причастных к артистической среде и отчасти знаменитых, я оказался в обществе режиссера, спектакли которого мне нравились. Он держался любезно, но отстраненно. Разговор все же зашел о режиссуре, и я попытался произвести на него впечатление чем-то вычитанным у Эйзенштейна. Он реагировал вяло. Признавая свое поражение, я вспомнил рассказ Аверченко, в котором случайный попутчик пристает к писателю с расспросами о литературных знаменитостях, тот этим тяготится, а узнав, что собеседник – тяжелоатлет, переносит разговор на его территорию и начинает расспрашивать о подвигах Ивана Поддубного. Режиссер посмеялся, и к проблемам эстетики мы больше не возвращались".
" ... виньетка – это художественное изделие, требующее обработки и отбора, а вовсе не любой занятный эпизод из жизни. Виньетка не просто байка, виньетка – это литературный факт, по Тынянову" /А. Жолковский/

воскресенье, 28 июня 2015 г.

А что там за "Фигурными скобками"? Литературные пристрастия

Предложенная автором игра держала на крючке до самой последней страницы, как минимум мне мыслился какой-то съедобный читательский улов вне всяких фигурных скобок и сомнений, а иначе зачем? и для чего? и почему?

Но, закрыв последнюю страницу, я сидела ошарашенная с немым вопросом, как так-то? Странный роман. Оставляет сплошные загадки без отгадок. Что это было? Иллюзия да и только. Появившиеся из ниоткуда очки без стекол на твоем носу.

Главный герой, математик Евгений Капитонов, обладающий сверхъестественными способностями, умеет угадывать задуманные другими двузначные числа, приглашен в Петербург на конференцию микромагов, где может выступать вместе с другими мастерами искусств: наперсточниками, шулерами, менталистами, фокусниками. Есть среди них и штучные экземпляры: макромаги Некромант, Архитектор событий, Пожиратель времени. И какие бы дальше события не происходили там, будь-то бессонница главного героя, выборы в Правление гильдии, тетрадь его друга Кости Мухина, в которой тайна перевоплощения спрятана в фигурных скобках, не менее странная смерть одного из участников конгресса, загадавшего "убийственное" число - всё это в скобках. Они вложены. Они для посвященных.

А мне увиделось другое за скобками. Без всякой магии, ну или почти без нее. И эти страницы для меня показались самыми интересными, живыми что ли...
До ... разговор по душам со случайными попутчиками Зинаидой и ее сыном дауном Женей.
"Словно что-то между ними случилось такое. Капитонов узнал, что едут они из Липецка к сестре Зинаиды, что Зинаида хочет показать сыну Санкт-Петербург и что у сына есть мечта — увидеть «кораблик»: Он действительно много раз повторял слово «коаблик». «Дядя Женя видел коаблик?». ... Капитонов и про себя рассказал, "как он с дочерью вдрызг рассорился, как после гибели жены у него наперекосяк все с дочерью получается.Он для того и согласился в последний момент на эту необязательную конференцию, чтоб из дома убежать, сменить обстановку"

И по-своему удивительный эпизод поездки по зимнему ночному Петербургу, когда Капитонов садится в такси, и просит таксиста Тургуна  показать ему любимые места в Петербурге, по которым он очень соскучился. Но в поездке он засыпает, и город мы видим глазами таксиста. 
Мост через Крюков канал Тургун переезжает очень медленно, — ему хочется, чтобы пассажир увидел высокую колокольню, но будить его он не решается. Там еще храм с куполами, и все освещено ярким светом, но Тургун знает, что и это не Исаакиевский собор, — про собор он уже вспомнил все сам, а то, что перепутал его с Троицким, это потому что у Троицкого собора Троицкий вещевой рынок, там Тургун помогал брату.

Повернув налево, Тургун пересекает трамвайные пути, — может быть, пассажиру было бы интересно увидеть два памятника — один стоит, а другой сидит, особенно сидячий хорош — у него на голове высокая снежная шапка. Однако дальше интереснее будет, и эту улицу Тургун проезжает довольно быстро — настолько, насколько позволяет тающий снег на асфальте.

На Большой Морской работают снегоуборщики. Но где здесь Море, не знает Тургун. Полтора уже года живет в Петербурге, а так и не видел до сих пор Моря.

Вот и он — Исаакиевский собор, а перед ним памятник на коне, а за ним другой памятник на коне: Тургун едет медленно-медленно, как бы показывая пассажиру то, что он и просил — эти величественные достопримечательности Петербурга. С трудом сдерживает себя Тургун, чтобы не разбудить Капитонова. А пред ними уже Нева. Шпиль на той стороне сияет в черноте неба.

Тургун уже немножечко сам Капитонов — не в том отношении, что хочется ему тоже спать, а в том, что он пытается глядеть на все это глазами того, кто по всему этому долго скучал. И когда переезжает Благовещенский мост, поглядывает на Неву как бы за спящего Капитонова".

Да и последнее.
Просто текстом - без скобок  пришедший ответ смска от дочери: "Я люблю тебя". Важнее всех других "вложений". Не об этом ли роман Сергея Носова? За иллюзиями видеть главное...

Роман Сергея Носова «Фигурные скобки» объявлен «Национальным бестселлером» — 2015 года. 

понедельник, 15 июня 2015 г.

Бесплатные курсы повышения квалификации для учителей

С 15 июня по 15 сентября 2015 года центр онлайн-обучения школьников «Фоксфорд» совместно с ведущими академическими организациями страны проведет бесплатные онлайн-курсы повышения квалификации учителей по всем основным школьным предметам. Курсы в формате онлайн проходят уже в пятый раз и пользуются большой популярностью.

Занятия будут проходить в формате онлайн один раз в неделю в определенное время. Каждый курс будет состоять из 12 онлайн-занятий продолжительностью четыре академических часа. Слушатели смогут заниматься как в режиме онлайн, так и с помощью просмотра видеозаписи занятий. Во время онлайн-занятий слушатели смогут задавать преподавателям вопросы в голосовом и текстовом чате.

По окончании курсов слушателям будет направлено удостоверение установленного образца о краткосрочном повышении квалификации (72 часа) по почте России.

Занятия будут вести члены жюри Всероссийской олимпиады школьников, авторы школьных учебников и методических материалов.
 
Для получения информации о курсах зарегистрируйтесь как Учитель:(простой авторизации через социальные сервисы недостаточно. Надо пройти полноценную регистрацию и указать свою роль на сайте "Учитель")

ПРОВОДИМЫЕ КУРСЫ

Олимпиадная подготовка учащихся 8-11 классов по математике
От знаниевой парадигмы к системно-деятельностной: современные приемы работы с источником при подготовке к ГИА и ЕГЭ по истории
Информатика и программирование в 8-11 классах
Подготовка учащихся 9-11 классов к олимпиадам и ЕГЭ по обществознанию
Подготовка учащихся 10-11 классов к ЕГЭ и вузовским олимпиадам по математике
Подготовка учащихся общеобразовательных школ к выпускному экзамену по русскому языку (ЕГЭ, ОГЭ)
Русский язык. Общая грамотность учащихся общеобразовательных школ
Углублённая и олимпиадная подготовка учащихся 8-11 классов по биологии
Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся 8-11 классов по физике
Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся 8-11 классов по химии


​Ваши уточняющие вопросы можно задать по электронному адресу ​teacher@foxord.ru и по телефонам: (495)150-00-31, 8(800) 500-80-11.

пятница, 12 июня 2015 г.

"Девять девяностых" или каждому свой...

"Девять девяностых". Дробь в названии. В числителе количество историй, в знаменателе - время. Герои рассказов Анны Матвеевой родом из российских 90-х, либо живут в эти годы, либо несут в себе их отпечаток.
С сожалением закрыла последнюю страницу, поймала себя на мысли, что совершенно не могу растягивать удовольствие - читаю то, что нравится, - быстро, большими глотками, сразу и сейчас, словно отберут, и не успею утолить жажду. Зато потом  маюсь от послевкусия, не решаясь взять в руки другую книгу, пока эта живет внутри невысказанным.

Подкупает прежде всего честность автора. Легко узнаваемы реалии недалеких от нас 90-х да и близких к нашему дню настроений.
"Теория заговора?"

Когда пазлы не всегда складываются в целую картинку. А если и получается сложить, то картинка выходит на образец непохожая.
 Рассказ "Теория заговора"  - рассказ о системе нашего образования, вернее о его расшатанном фундаменте, когда новое не построить, если не будет чего-то очень важного, что может скрепить, удержать разрозненное.

"Всё сходится, думал Пал Тиныч, мы живем в тени большого заговора — и тень эта растет с каждым днем. Наших детей развращают компьютерными играми и сетевым видео.

Детей учат мыслить картинками, клипами — а ведь если эту стадию не перебороть вовремя, она так и останется основной. Формирующей, как сказала бы Юлия Викторовна,личность. Он знал это по Артему — когда играли в шахматы, сын не мог думать даже на один ход вперед и тем более учитывать действия соперника. Дети мыслят разорванными, несвязанными кусками, под которыми нет даже намека на какой-то фундамент. Фундамента попросту нет, никакого. Диана рассказывала, что ее первые ученики считали, что Бетховен — это собака, герой голливудского фильма. Сейчас этот фильм давно забылся, но и Бетховен истинный не вспомнился.
...Зачем наших детей пытаются закрыть на ключ в интернете? Для чего окружают соблазнами, противостоять которым не сможет и взрослый? Почему всё это, в конце концов, служит, как выражаются врачи, «вариантом нормы»?

Пал Тиныч старался впихнуть им в головы всё, что упало с корабля — и пошло на корм рыбам, все ценные знания, принесенные в жертву самодеятельности, тестам, интернету и заговору, всё, что он знал и мог им рассказать.

— Всё это есть в сети, — недоумевал Голодец, но Миша Карпов, которому чрезвычайно понравился Данте в вольном пересказе Пал Тиныча, заткнул его встречным вопросом:
— А ты, Гошан, будешь читать это в сети?"

И еще раз о своем, профессиональном, квалификация педагогов есть фундамент системы образования, и именно им определяется «высота» здания, которое может быть на нем построено.

понедельник, 23 марта 2015 г.

Донна Тартт "Щегол". Литературные пристрастия

Роман Донны Тартт «Щегол»  читала долго, наплывами. Между конкурсами, уроками, в карантинную февральскую неделю.
С первых страниц –  невыносимое горе ребенка от трагической потери матери во время взрыва в музее, поглотившее всю  его последующую  жизнь, в которую как в воронку дорогое для нее и ставшее бесценным и для него полотно голландского старого мастера Фабрициуса – певчая птица в клетке.
 «...Это самая первая картина, в которую я по-настоящему влюбилась… Я отступил назад, чтобы получше разглядеть картину. Птичка была серьезной, деловитой – никакой сентиментальности, – и то, как ловко, ладно вся она подобралась на жердочке, ее яркость и тревожный, настороженный взгляд напомнили мне детские фотографии моей матери – темноголового щегла с внимательными глазами»

 И чудом выжившую, но покалеченную девочку - историю несостоявшейся любви,
«..шаг назад – и снова наползает бессмертная иллюзия: про жизнь больше жизни. А между ними – зазором – сама Пиппа, она и любовь, и не-любовь, она здесь и не здесь».

И жизнь главного героя Тео Деккера (Поттера) – жизнь на грани, неровную и не идеальную и оттого  реальную, до мути. 
 «Я переменился, а картина - нет. Я глядел, как лентами на неё ложится свет, и меня вдруг замутило от собственной жизни, которая по сравнению с картиной вдруг показалась мне бесцельным скоротечным выбросом энергии, шипением биологических помех, таким же хаотичным, как мелькающие за окнами огни фонарей».

Роман многослоен. И в этой полифонии  -  чудо читательских узнаваний, истории неприкаянности, отчаяния, боли, привязанности к «жердочке»,  страдание и очищение души, где слышатся  голоса Диккенса, Сэлинджера, Фолкнера, Умберто Эко, Достоевского…

А впрочем…

«Искусство любят совсем не за это. А за тихий шепоток из-за угла. „Пссст, эй ты. Эй, малый. Да-да, ты“».


«Щегол» Донны Тартт — книга-лауреат Пулитцеровской премии, которую англоязычная критика назвала «великим американским романом»
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...