четверг, 20 августа 2015 г.

Информационное общество. Другой ученик. Другой учитель. Другая школа




Сегодняшние ученики выросли в окружении компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, различных гаджетов, они – «аборигены» цифрового века. /Введение понятий "цифровой абориген" и "цифровой иммигрант" связывают с именем Марка Пренски, который ввел их в своей работе Digital Natives, Digital Immigrants, опубликованной в 2001 году/.

Учителя зачастую иммигранты, попавшие из привычного бумажного века в цифровой, со своей ношей жизненных принципов, привычек, уклада. И обучают теми методами, которым привыкли, но действенно ли это в среде «других» детей?

Что отличает прежде всего нынешнее поколение детей? То, как они воспринимают информацию. Клиповое мышление позволяет им автоматически фильтровать ненужную информацию, а из осколков разрозненной информации собирать вполне цельную картинку. Они перестают воспринимать информацию, если не могут для себя ответить «зачем она им нужна».
Они привыкли делать несколько дел одновременно, например, домашнюю работу и общение в соцсетях, (к слову, в словаре word нет слова «соцсети», что говорит о том, насколько быстро «цифровой» язык входит в словарный запас) они переходят по гиперссылкам и обмениваются мгновенными сообщениями и поэтому их внимание на чем-то одном, как правило, не задерживается. Все это должен учитывать учитель.

То есть, если речь сегодня идет о «других» детях, то и учителя должны быть «другими».
Какими?

Прежде всего учитывать особенности поколения «цифрового века» при подготовке и планировании уроков: потребность ребенка быть вовлеченным в деятельность, потребность в общении, недолгую концентрацию внимания; учитывать интересы детей, использовать их навыки общения с цифровой средой, самому учиться у детей.

НО  тогда нужна и "другая" школа. В условиях информационного общества до сих пор действует"заводская" модель школы, характерная для индустриального общества.

Параллели легко прослеживаются:
архитектурное решение /здание школы напоминает здание завода/;
школьный звонок  можно соотнести с заводским гудком, как начало трудодня и его окончание;
классы – цех, где надлежащий надзор, есть начальство и подчиненные, осуществляется контроль не только за обязательным посещением, но и выполнением задания;
учитель – мастер и ученики - подмастерья;
задание дается одинаковое для всех;
выставляются оценки и сравниваются «передовики» /успевающие ученики/ и обычные трудяги /средние по успеваемости учащиеся/между собой; порицаются лентяи /неуспевающие/
определены сроки для выполнения, наличествует наказание за неисполнение;
существуют доски почета отличников (успешной учебы, производства)

Чтобы уйти от такой школы, надо менять пространство и сознание.

Можно уже сейчас, в рамках одной школы, в которой работает инициативный преподаватель, ввести некоторые изменения в процесс общения учителей и школьников, иначе организовать классное пространство и переориентировать обучающий процесс на ученика.

Можно, но нужно захотеть меняться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...