«Харбинских мотыльков» эстонского автора Андрея Иванова
можно читать по-разному. Как
исторический роман, рассказывающий о первой волне русской эмиграции, о судьбе
творческой интеллигенции, теме изгнанничества, как психологический роман, как
роман-брожение, как роман-дневник.
При чтении меня не
покидало ощущение чего-то неуловимо знакомого в языковом стиле, в темах, в
героях – всплывали литературные параллели. Удел классики - вечность тем,
размышлений.
Какая-то чрезвычайная русскость во всем. Словно попадаешь в
воронку, где достоевское мироощущение главного героя, толстовские рассуждения о
личности в истории, где по-тургеневски путь интеллигенции или же пастернаковское
ощущение отстраненности, но разве схоронишься, когда неспокойное время действий,
словно штык насаживает тебя.
Напоминал роман и прочитанный «Роман с кокаином» М.Агеева и
роман М.Шишкина «Венерин волос», ощущение игры со стилем, искусное вплетение
воспоминаний, рефлексивных ощущений, избыточный самоанализ. Удивительное ощущение
вязкости времени, когда вместе с главным героем с нетерпением ждешь-ждешь-ждешь,
отрывая календарные листки заранее, когда прислушиваешься к тишине, которая
начинает угнетать. И тогда воспаленное сознание готово поверить оккультным
предсказаниям и завидовать сумасшедшим, у
которых есть приют. «Безумие, что может быть лучше?»
Само название романа дает плодородную почву для ассоциаций.
Как тут не возникнуть набоковским бабочкам и бездомной бесприютности, когда дом
остался там, а здесь вынужденность существования с нансеновским паспортом.
Касание крыльев серых мотыльков – мерзко, их вездесущие
коконы въедаются в стены, они не подвластны уничтожению, пересыпанные ими
пропагандистские листовки и газеты в посылках приходят из Харбина, оживают в записках потерявшего
разум Тимофея, превращаются в механических мотыльков тела партийцев, изъеденные
ненавистью к большевистскому режиму и пропагандирующие фашизм.
Все это вокруг главного героя романа молодого человека, художника, Бориса Реброва, который вместе с армией Юденича попадает в Ревель (Таллинн) по дороге теряет близких людей. 20 лет с нансеновским паспортом он проведет в Эстонии. В его жизни будет все, скитания, кокаин, грязь, пошлость, смерти, картина-знак, которая «должна была стать заклинанием для всего человечества», голод, отцовские часы, встречи с кружковцами, ненужная вокруг театральность и экзальтация, страхи, падение, побег. Беги не беги, от себя не убежишь, даже если кто-то похоронен под твоим именем.
Роман "Харбинские мотыльки" писателя Андрея Иванова стал победителем литературной премии "Новая словесность" ("НОС") за 2013 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий